
Всего на территории Архангельской области за 1 квартал 2025 года зарегистрировано 1268 (АППГ — 1915) преступлений, совершенных с использованием ИКТ (-33,8%) (справочно: всего по России 184 632 преступлений, или +3,0%). Существенно увеличился ущерб от ИТ — преступлений, который превысил отметку 351 808 тыс. рублей (АППГ — 259 137 тыс. рублей). При этом сумма возмещенного ущерба по данной категории преступлений составила 5672 тыс. рублей (АППГ — 3383 тыс. рублей, или +67,7%).
За отчетный период от действии злоумышленников пострадало 177 пенсионеров и 85 безработных граждан. Это является значительным показателем, в связи с чем на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия с данной категорией лиц, в том числе в центрах занятости населения и трудоустройства граждан.
Жертвами злоумышленников, из числа наиболее крупных предприятий Архангельской области стали 73 сотрудника, из них наибольшее количество в:
- ОАО ПО «Севмаш» — 27 сотрудников;
- РЖД — 17 сотрудников;
- АО «Звездочка» — 10 сотрудников;
- Даймонде —2 сотрудника;
5)АО «Группа «Илим» — 5 сотрудников;
Жертвами злоумышленников, из числа организаций в сфере образования Архангельской области, стали 79 сотрудников, из них наибольшее количество в:
- САФУ им. М.В. Ломоносова —17 сотрудников;
- СГМУ —7 сотрудников;
- Педагогический колледж — 2 сотрудника;
- Торгово-экономический колледж — 3 сотрудника;
- Архангельский медицинский колледж — 3 сотрудника.
Жертвами злоумышленников, из числа организаций в сфере здравоохранения Архангельской области, стали 31 сотрудников, из них наибольшее количество в:
- ГБУЗ АОКБ —7 сотрудников;
- ГБУЗ Северодвинская больница — 2 сотрудников;
- Котласская ЦРБ —3 сотрудников;
Ниже перечислены и приведены примеры наиболее актуальных способов совершения ИТ-преступлений:
- Звонок с неизвестного абонентского номера, 1 представляется сотрудником оператора сотовой связи, под предлогом продления договора
оказания услуг связи;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником пенсионного фонда, под предлогом начисления пенсии и постановкой на электронную очередь;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником «Страховой компании», под предлогом замены полиса ОМС;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником «Почты России», под предлогом получения письма из налоговой службы; |
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником пенсионного фонда, под предлогом перерасчета трудового стажа или записи в электронную очередь (пример: поступило сообщение от
пенсионера, о том, что неизвестный, используя мобильную связь, позвонив на аб, номер заявителя, представившись сотрудником Пенсионного фонда РФ, под предлогом записи в электронную очередь, склонил сообщить коды поступившие в СМС сообщениях, после чего совершил неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, что привело к блокировке доступа в личный кабинет заявителя на портале «Госуслуги» и заказе справок: 2-НДФЛ, ИЛС ПФР, электронная трудовая книжка, сведения о транспортных средствах); I
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником «Энергосбытовой компании», под предлогом замены электрического счетчика;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником «Росфинмониторинга», который в ходе разговора сообщает о том, что с банковского счета, оформленного на имя заявителя мошенники пытаются снять денежные средства. Просят перевести денежные средства на безопасный счет; |
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником социальной службы,под предлогом получения выплаты «Детям войны»;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником ФСБ (утечка данных, взятие кредита третьими лицами) и убеждает заявителя перевести денежные средства на неустановленный «безопасный счет»;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником сайта «akppstore.ru» (сайт по продаже автозапчастей), под предлогом продажи автозапчастей;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, рассылка в Телеграмм, Вотсапп, Вконтакте и др., предлагает заработать на бирже (заявитель вносит свои денежные средства, для завладения доверием обманным путем, малая часть денежных средств в качестве «заработка» возвращается, но после, более больших вложений заявителем в биржу, денежные средства уходят без возврата) (пример: - поступило заявление от женщины о том, что неустановленное лицо, под предлогом дополнительного заработка в инвестиции склонило заявителя перевести денежные средства в сумме около 300 000 рублей (кредитные средства). Денежные средства переводила по номеру телефона, через приложение «ВТБ Онлайн», общение происходило в мессенджере «WhatsApp»);
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником "Юридическая помощь ЮК "Фиделис групп", под предлогом оказания помощи по возврату потраченных денежных средств на "Бирже";
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником Центрального банка, под предлогом получения личных данных заявителя третьими лицами, склонило заявителя перевести денежные средства на безопасный счет;
- Звонок с неизвестного абонентского номера, । представляется следователем (ФСБ, СУ СК, МВД), сообщает об аварии или иных бедствиях родственника заявителя, в последствии чего убеждает последнего передать денежные средства курьеру для разрешения той или иной ситуации (прекращения уголовного дела, оплата медицинских услуг и т.д);
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником «Госуслуг» сообщает о подозрительной активности в личном кабинете.
- Общение с мошенником в различных мессенджерах, предлагают заработать на маркетплейсах (ОЗОН, ВБ) и выкупить товар с целью дальнейшей получении комиссии (пример: - заявитель разместила объявление на сайте «Работа.ру», в котором указала свой номер телефона. Далее, в мессенджере «Telegram» пришло сообщение, в котором неизвестный предложил подработку в статусе фрилансера. В данной группы заявителю надо было лайкать товар на сайте «Озон», за каждый лайк обещают начислять по 40 рублей. После, будут даваться дополнительные задания, за которую неизвестный пообещал 6 000 рублей за три дня работы, плюс деньги, заработанные от продаж, которые будут накапливаться в личном кабинете заявителя, на сайте «а.аеуи1е8.сот».
Заявитель стала выполнять задания, которые она скидывала в переписке в мессенджере «Telegram»: а именно переводила деньги за выкупаемый по указанию неизвестного товар на номер карты, который пересылал неизвестный. Таким образом, заявитель перевела 126180 рублей);
- Звонок с неизвестного абонентского номера, представляется сотрудником медицинской организации, в которую возможно вы обращались ранее и под предлогом записи к врачу получает от потерпевшего поступивший смс-код, впоследствии чего похищает денежные средства с банковского счета;
- Вымогательство (требование передачи чужого имущества или право на имущество или совершения др.действий имущественного характера) под угрозой распространение сведений позорящих заявителя по сети Интернет.
Особое внимание хотелось бы уделить способам совершения мошеннических действий, данные способы по технике получения от вас
информации практически неизменны, но форма предлога и введение в вас заблуждение со временем меняются. Так, в последнее время участились случаи мошеннических действий в мессенджере «Телеграмм», а именно распространение вируса Mamont. Данный вирус считывает push- уведомления смс и фотографии для получения доступа к платежным системам. Чаще всего злоумышленники направляют файлы, сопровождая их
вопросом: «Это ты на видео?», также слово «видео» используется в названии файла. При открытии файла устанавливаться приложение с вирусом.
Таким же способом, пользователю мессенджера Телеграмм от «знакомого» контакта приходит сообщение с просьбой проголосовать за кого-либо, ссылка для голосования ведет на фишинговый ресурс, при
переходе на который пользователь теряет доступ к своему аккаунту.
Участились мошеннические действия в сфере звонков на
стационарный телефон работника, представляются руководителем организации с просьбой сообщить различные персональный данные, назвать поступивший в организацию код и т. д. Из последних событий, в рабочий день позвонили на стационарный телефон работнику почтовой службы, представились представителем технической поддержки АО Почта России, под предлогом проверки обновлений Единой Автоматизированной Системы, склонили выполнить действия звонившего (зайти в программу ЕАС, озвучить
поступивший код), в результате чего списались денежные средства в сумме
75009, принадлежаще АО «Почта России».
Прошу принять во внимание о способе мошенников в сфере обновления данных или звонка из образовательной организации (школы). Мошенники, выдавая себя за учителей, запрашивают коды из СМС от «Госуслуг». Используя дипфейки (видео или голос ИИ) и данные школьных работников, обманным путем получают доступ к аккаунту граждан, звоня родителям и детям. (Директора, учителя, и иные работники образовательных учреждений не звонят с просьбой озвучить код, поступивший вам в смс- сообщениях).
Положительные примеры профилактической работы
При подготовке телесюжетов для региональных СМИ сотрудниками ОИиОС УМВД используются реальные истории потерпевших от действий телефонных мошенников (от 09.03.2025, 27.03.2025). Освещаются случаи оказания содействия гражданами, сотрудниками финансово-кредитных организаций, операторами связи, охранниками, благодаря которым удалось сохранить сбережения потерпевших (от 14.01,2025, 21.02.2025, 26.02.2025, 21.03.2025). Так, в Новодвинске участковый уполномоченный полиции остановил мужчину от перевода денежных средств мошенникам. Всего по данным информационным поводам в СМИ региона вышло 67 материалов, освещающих положительные примеры профилактической работы.
Активную помощь в проведении профилактической работы с гражданами оказывают члены общественных советов при УМВД и территориальных органах (ОМВД России по г. Архангельску, МО МВД России «Котласский», ОМВД России по Онежскому району, Отд МВД России «Вилегодское»).
По инициативе членов Общественного совета при УМВД ОИиОС УМВД были записаны видеообращения к жителям региона. В них общественники обратили внимание на различные уловки, которые используют аферисты. В акции приняли участие представители СМИ, адвокатского сообщества, деятели науки и культуры, известные в регионе люди. 10 видеообращений опубликованы на сайте регионального УМВД и в официальных аккаунтах УМВД в сети Интернет.
ОБК УМВД России по Архангельской области